Ведомости: вертолет вместо мигалки
В Мякининской пойме, на съезде с Московской кольцевой автодороги, частные инвесторы решили построить хаб на 300 вертолетов, вложив в проект около $110 млн. Проект будет востребован, несмотря на ограничение полетов над столицей, уверены эксперты.
О своих планах построить вертолетный хаб у Московской кольцевой дороги объявили вчера два инвестора — «Аэросоюз» (специализируется на продаже, аренде вертолетов иностранных марок, обучении пилотированию) и группа компаний НДВ (риэлторская компания, она будет девелопером проекта). На участке площадью 3 га разместятся взлетно-посадочная площадка, ангары, заправочный комплекс, центр продаж вертолетной техники и обучения полетам, гостиница и проч.
В инфраструктуру партнеры планируют инвестировать около $50 млн, еще $50-60 млн пойдут на закупку вертолетного парка. Планируется купить 15-16 вертолетов иностранных марок стоимостью $600 000-700 000, включая 5-6 газотурбинных, которые стоят $3-10 млн за машину, сообщил «Ведомостям» президент «Аэросоюза» Александр Климчук. Возможно, часть вертолетов будет приобретена в лизинг, сказал «Ведомостям» председатель совета директоров группы компаний НДВ Александр Хрусталев.
По его словам, в проект уже вложено около $10 млн, включая расходы на получение необходимого участка, находящегося в долгосрочной аренде (через переуступку прав). Участники инвестируют собственные средства, подчеркнул он: «Мы к этому проекту готовились». Окупить вложения планируется за 4-7 лет.
Этот хаб станет основой целой сети, до десятка, вертолетных площадок вокруг Московской кольцевой. Они появятся в 2014-2015 гг., будут рассчитаны на 7-10 вертолетов каждая, инвестиции — около $1,5 млн. Первую такую площадку «Аэросоюз» запустил несколько месяцев назад в районе пересечения шоссе Энтузиастов и МКАД, рассказал Климчук. Остальные, по его словам, «Аэросоюз» и НДВ будут делать вместе с другими инвесторами.
Обычно за рубежом создаются небольшие вертолетные площадки на несколько машин — на отдельных участках или в аэропортах, говорит Климчук. Но услуги вертолетного хаба будут востребованы, уверен он: сейчас в Московском регионе около 200 частных вертолетов, инфраструктуру могут использовать и государственные структуры, включая МЧС. Правда, частные вертолеты могут перемещаться только за пределами Московской кольцевой — в отличие, например, от Санкт-Петербурга или Воронежа, где можно залетать в центр города. Но Климчук надеется, что в перспективе небо откроется и над центром Москвы — например, на выделенных полосах вдоль Москвы-реки.
У проекта много рисков, как регуляционных, так и коммерческих, считает гендиректор компании «Инфомост» Борис Рыбак. Главный редактор «Авиа.ру» Роман Гусаров более оптимистичен. Госрегулирование в сфере использования воздушного пространства на низких высотах упростилось, напоминает он: вместо разрешительного подхода теперь в России используется уведомительный, при этом значительно сократилось количество запрещенных для полетов зон. Это существенно увеличивает возможности использования вертолетов, стимулирует рынок коммерческих перевозок и повышает спрос на инфраструктуру.
Вертолеты, закупаемые для вертолетного хаба, будут использоваться в основном в качестве авиатакси, но в дальнейшем, при росте спроса, возможна организация регулярных рейсов, рассуждает Климчук. Полет в «Шереметьево» на авиатакси, говорит он, обойдется примерно в 1000-2000 руб. с человека.
Самый большой парк вертолетов среди частных компаний в России сейчас у «Ютэйр» — более 360 штук. Рынок авиатакси пока невелик, сейчас основные заказчики в сфере вертолетных перевозок — нефтяные, газовые, трубопроводные компании, рассказывает представитель «Ютэйр». Но доходность вертолетных перевозок в последнее время снизилась, отмечает он: дорожает топливо, растет число небольших игроков, которые часто демпингуют. Потенциал московского рынка зависит от того, снимут ли имеющиеся ограничения по пролету над территорией города, пока об этом речь не идет, заключает собеседник «Ведомостей».
Идея обсуждается, но дальше проектов дело не идет, подтвердил замруководителя Росавиации Константин Махов. Тем не менее строящийся вертолетный хаб будет востребован, считает он: базирование вертолетов в аэропортах осложнено загрузкой воздушного пространства. А учитывая пробки на дорогах, в Подмосковье проще добираться именно на вертолете.
Владимир Штанов
Источник: «Ведомости» http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/515581/vertolet-vmesto-migalki