Радиостанция Коммерсант FM о аэротакси в Москве

Радиостанция Коммерсант FM о аэротакси в Москве 

Пролетая над пробками. Есть ли перспективы у аэротакси в столице?

Снятие ограничения на полеты вертолетов внутри Москвы существенно разгрузит город. Эксперты, опрошенные «Коммерсантъ FM», пришли к выводу, что сейчас самое время создать в столице сервис аэротакси. В Дубае и Техасе уже через три года компания Uber планирует запустить летающее такси, а затем выйти на глобальный уровень. Однако участники рынка сомневаются, что в России у городской авиации Uber есть перспективы. Почему страна отстает на рынке коммерческих пассажирских перевозок и сколько стоят полеты за пределами МКАДа, выясняла Аэлита Курмукова.

kmo_141442_00008_1_t222_121337.jpg

О создании альтернативного вида транспорта в столице говорят уже не один год. Но небо над Москвой для частных полетов по-прежнему закрыто. В городе не больше десяти действующих вертолетных площадок — ими пользуются первые лица государства, МЧС, скорая помощь, полиция и пожарные. Бизнесу разрешено летать за пределами МКАД, где сейчас больше сотни вертодромов.

В Москве, по данным компании «Русские вертолетные системы», построено около 200 вертолетных площадок, самая большая – в Москва-сити. Однако не на каждой крыше бизнес-центра можно построить вертодромы, считает управляющий партнер компании «Квартур» Артем Цогоев: «Вертолетные площадки должны изначально быть заложены в проекты. Новые площадки вертолетные все-таки появятся не массово, а точечно там, где позволяет нагрузка. Непонятно, как будут вертолетные площадки «отбиваться» для того, чтобы оправдать затраты».

Еще в 90-х годах первые вертолетные площадки появились в Санкт-Петербурге у Петропавловской крепости, на территории Петергофа и на понтонах реки. Позже проект свернули, сейчас можно летать только над Невой. Час полета стоит от 36 тыс. рублей, рассказал заслуженный пилот России Вадим Базыкин. «В Москве разрабатывается очень много серьезных программ по авиатакси – это базировка на подмосковном аэродроме Остафьево, делают на понтонах на Москве- реке площадки. Начинать надо с бизнеса. В Европе и в Америке, например, сейчас вы не сможете заложить какой-то микрорайон или здание, если наверху не будет вертолетной площадки», — добавил он.

Крупные мегаполисы более полувека решают транспортные проблемы с помощью частной авиации. New York Airways совершает рейсовые перевозки над городом с 1953 года. Перелет из аэропорта Джона Кеннеди до Манхеттена занимает 12 минут, а на машине по пробкам — два часа. Цена вопроса — от $400 с человека.

В Лондоне 71 километр от Хитроу до Гатвика обойдется в 1,5-2 тыс. фунтов. Экскурсионный полет на вертолете над столицей Соединенного королевства стоит в среднем 300 фунтов.

Ограничения на полеты частной авиации внутри Москвы пора снять, считает ведущий научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Федор Борисов: «Меры по ограничению таких перелетов, которые существуют сегодня, несколько архаичны. Вопрос безопасности, безусловно, существенен, но в мире в целом такие вопросы удается решать. Сейчас настало время для создания условий для развития такого сервиса».

Однако бизнес пока может летать только с вертолетных площадок Подмосковья. Самая ближайшая точка — МКАД. Клиенты арендуют вертолеты до подмосковных яхт и гольф-клубов, горнолыжных комплексов, загородных баз отдыха и автодромов. Все они на слуху — 13 км до Нахабина обойдется всего в 18 тыс. рублей при наличии трех пассажиров за 13 минут полета, 30 минут на вертолете до поло-клуба – 40 тыс. рублей, столько же до автодромов. Есть и экскурсионные облеты, в том числе по Золотому кольцу – до 160 тыс. рублей. Экспресс-перелеты осуществляют многие компании, однако право на коммерческие пассажирские перевозки в России есть только у одной компании, все остальные сдают вертолеты в аренду.

Придет ли авиация Uber на российский рынок, пока не известно. В планах на 2020 год значатся только Арабские Эмираты и Техас. Однако в России может появиться свое авиатакси. Такие планы есть у «Яндекс.Такси», сообщил руководитель службы организации пассажирских перевозок авиакомпании Heliport Москва Михаил Демидов. «Людям больше хочется вылетать из Москвы. Здесь есть регулирование воздушного движения: если первые лица в стране летят, проходят мероприятия, связанные с тем же парадом 9 мая – небо закрывают. Эти факторы негативно влияют на развитие авиатакси», — отметил Демидов.

Последний раз тему увеличения числа вертолетных площадок в столице поднимали в 2014 году. Тогда «МосгортрансНИИпроект» предложил пустить два коридора по руслу Москвы-реки для коммерческих перевозок и выделить под вертолетные площадки 84 участка. «Есть река, где можно поставить понтонные, дебаркадерные площадки. Их можно сделать столько, сколько будет необходимо. И можно сразу представить, какие объемы могут быть в Москве. На вертолетах, допустим, из центра улететь в любой аэропорт может стоить от 30 до 50 тыс. рублей», — комментирует идею генеральный директор Jet Transfer Александр Евдокимов.

На время проведения футбольного Кубка конфедераций вокруг Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Сочи будет установлено ограничение на полеты, которое продлится месяц — вплоть до 4 июля. Участники рынка говорят, что это пиковое время работы малой авиации. На временном запрете, по некоторым данным, авиаотрасль потеряет 2 млрд рублей.