Условие роста - безопасность

Власти столичного региона готовы к развитию АОН, и в том числе - инфраструктуры для вертолетов, но ключевым условием развития этого сегмента является обеспечение безопасности полетов
  В вертолетном комплексе "Хелипорт Истра" под председательством помощника президента Российской Федерации Игоря Левитина состоялось заседание Комиссии при президенте РФ по вопросам развития авиации общего назначения. Участники мероприятия обсудили вопросы обеспечения безопасности полетов авиации общего назначения (АОН), правовую регламентацию обеспечения безопасной деятельности АОН, своевременное выявление и устранение причин авиационных происшествий, качество подготовки пилотов, оснащение воздушных судов системами автоматического зависимого наблюдения, сертификацию воздушных судов, а также строительство посадочных площадок и обеспечение безопасности на них.
 В заседании приняли участие полномочный представитель президента в ЦФО Александр Беглов, министр транспорта Максим Соколов, губернатор Московской области Андрей Воробьев, глава Росавиации Александр Нерадько, председатель Совета директоров компании "Хелипорты России" Александр Хрусталев, а также руководители федеральных и региональных органов исполнительной власти, представители Генеральной прокуратуры и Следственного комитета, авиационного бизнеса, профессиональных и общественных организаций.

И.Левитин напомнил, что часть вопросов уже обсуждалась на предыдущих заседаниях совместно с Министерством транспорта и другими органами исполнительной власти. Для подготовки заседания создано несколько экспертных групп, в состав которых вошли члены комиссии, а также представители федеральных органов исполнительной власти и авиационной общественности.
  М.Соколов отметил, что АОН является заметным элементом транспортной инфраструктуры, и при правильном подходе, в первую очередь со стороны руководства субъектов, может оказать серьезное влияние на региональное развитие, быть катализатором для развития многих интересных и важных проектов. "Нашими основными целями являются совершенствование государственного регулирования и поддержка развития АОН, обеспечение согласованных действий федеральных органов исполнительной власти и власти "на местах" по разработке основных направлений государственной политики в этой сфере", - подчеркнул министр.
  По словам И.Левитина, вопросы безопасности находятся под постоянным контролем президента, правительства, министерств и ведомств. Президенту поступили обращения от представителя Следственного комитета, руководителя Генеральной прокуратуры, в которых отмечается наличие существенных проблем в области обеспечения безопасности полетов воздушных судов авиации общего назначения, а также необходимость принятия мер по совершенствованию государственного регулирования в данной сфере. В частности, обращения касались имеющихся в РФ незарегистрированных площадок, а также наличия центров подготовки пилотов, работающих без разрешения Росавиации.
  "Только за 10 месяцев текущего года погибло 23 человека и совершено 11 катастроф, - рассказал помощник президента. - Государственные органы федерального и регионального уровня осуществляют реализацию экономических, правовых, организационных и иных мер, направленных на достижение необходимого уровня безопасности полетов. И эту работу мы будем продолжать. С учетом задач, поставленных президентом РФ перед нашей комиссией, эти меры направлены на выработку решений на основе сбалансированного подхода, при котором и государство, и субъекты авиации общего назначения несут взаимную ответственность за обеспечение безопасности деятельности в этой сфере".
  И.Левитин добавил, что место для проведения итоговой комиссии выбрано не случайно: "Мы хотели, чтобы члены комиссии посмотрели центр "Хелипорт Истра", в том числе и для того, чтобы популяризировать такие объекты. Они должны быть легитимными и привлекательными для бизнеса".
  В свою очередь, А.Беглов отметил, что в центре не только предоставляют услуги по комплексному обслуживанию вертолетов, но и обеспечивают безопасную эксплуатацию. "Сервисный центр, который создан здесь, отвечает всем требованиям по обслуживанию судов, необходимым для обеспечения безопасности. Другие территории имеют лишь отдельные элементы сектора АОН в виде единичных собственником воздушных средств и отдельные посадочные площадки".
  А.Беглов подчеркнул, что для Центрального федерального округа крайне актуально развитие АОН как полноценного сектора транспортной инфраструктуры, поскольку сегодня очень важно наличие безопасного, быстрого и доступного транспорта, добавив, что АОН является альтернативой регулярным коммерческим перевозкам. По его мнению, способность большинства воздушных судов АОН летать с региональных и местных аэродромов, не используемых авиалиниями, в том числе и в отдаленных районах, делает этот вид сообщения особо популярным. Регион ЦФО отличается по уровню развития и структуре АОН, поэтому и текущие задачи обеспечения полетов и авиационной безопасности неизбежно имеют региональную и даже местную специфику. Отдельные регионы округа спешно развивают АОН на программной или проектной основе в качестве доступного транспорта. По его словам, с ростом спроса на услуги АОН должна развиваться система сертификации воздушных судов, учебно-тренировочных центров, система контроля и станции пилотов.
  К сожалению, с развитием АОН растет и количество авиационных происшествий в этом секторе. Большинство из них связано с так называемым "человеческим фактором", то есть нарушением пилотами воздушных судов правил выполнения полетов и использования воздушного пространства. Другие происшествия связаны с неисправностью и отказами техники во время полета. Устаревание парка воздушных судов АОН, как одна из основных причин аварий, в очередной раз подтверждает необходимость скорейшего развертывания отечественного серийного производства воздушных судов и комплектующих. Это касается и вертолетного парка - покупаются старые суда, которые при этом обслуживаются не в должной мере. Здесь тоже нужно наводить соответствующий порядок.
  Также представитель президента в ЦФО подчеркнул, что в текущей международной обстановке АОН становится весьма уязвимым звеном транспорта с точки зрения незаконного вмешательства и организаций террористических актов. Особенно остро эта проблема стоит в отношении неучтенных посадочных площадок и воздушных судов АОН. Примером решения этой проблемы может служить опыт Воронежской области, где составлен реестр объектов АОН, находящихся на территории региона. В результате проведенной работы выявлено 49 взлетно-посадочных и ве6ртолетных площадок, из которых, по данным Росавиации на 1 января 2015 года, зарегистрировано только 6. Указанный реестр направлен в уполномоченные органы для принятия мер. "Считаю, что такую работу должны провести абсолютно все регионы", - резюмировал А.Беглов.
  "Приятно, если эта индустрия будет развиваться по современным цивилизованным правилам, чтобы мы не являлись свидетелями печальных трагических инцидентов, которые, к сожалению, бывают", - отметил А.Воробьев, подчеркнув, что важно говорить не только об удобстве, но и о безопасности, культуре использования этой весьма сложной техники. "Русский человек так устроен, что если не будет жесткого регламента и контроля, то полеты могут оставаться опасными. Наша задача создать такое регулирование, чтобы полеты безопасными. Я считаю, что нужно жестко наказывать тех, кто создает угрозу жизни других людей и нарушает летные правила", - добавил глава Московской области.
  "Сегодня рассмотрен целый комплекс проблем, связанных с развитием и обеспечением безопасности полетов АОН. Действительно, эта проблема находится в плоскости не только федеральных органов исполнительной власти, но также и субъектов РФ и регионов, где осуществляются такие полеты, - отметил М.Соколов после заседания. - Основная проблема связана с исполнением норм действующего законодательства и нормативно-правовых актов. Это не только незарегистрированные взлетные площадки, с которых может быть осуществлен взлет любых типов судов, но и отсутствие регистрации самих воздушных судов, непродление сертификатов летной годности, отсутствие лицензий пилотов. Недопустимо, чтобы люди, связанные с авиацией, умышленно нарушали требования законодательства. Небо таких ошибок, к сожалению, не прощает. Необходимо усилить ответственность за неисполнение или умышленное нарушение законодательства. Минтрансом уже подготовлены соответствующие поправки, которые будут квалифицировать нарушения гораздо строже, чем в сегодняшнем варианте".
  Подводя итоги мероприятия И.Левитин подчеркнул, что обсуждение вопросов безопасности полетов авиации общего назначения, в первую очередь, вызвано тем, что количество погибших не уменьшается по сравнению с предыдущими годами. "Мы будем готовить предложение президенту по итогам заседания комиссии", - сообщил помощник президента.
  Вертолетный транспорт будет развиваться
  Ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов рассказал "АвиаПорту", что пока в России интенсивность полетов АОН заметно ниже, чем в Европе или Северной Америке. Впрочем, если сравнивать нынешнюю ситуацию с тем, в каком состоянии находилась авиационная отрасль, а именно частный её сегмент, два десятилетия назад, то путь проделан огромный: от полного отсутствия частной авиации до развитого сегмента, который вносит весомый вклад во всю индустрию воздушных перевозок.
  Естественно, отметил эксперт, в рамках развития частной авиации развивается и вертолётное сообщение в стране - физическими лицами и компаниями приобретается всё больше вертолётов, как отечественных, так и иностранных производителей. Стали появляться частные аэроклубы, посадочные площадки, причём там создаются и сервисные зоны, магазины по продаже сопутствующих товаров, школы по подготовке пилотов и многое другое. Причём особенно активно всё это стало происходить в последние год-два, когда государством были приняты решения по либерализации воздушного пространства, облегчения возможности использования его всеми типами летательных аппаратов, принадлежащих любым владельцам. Москва является лидером, и потому, что здесь самый высокий платежеспособный спрос на вертолёты и вертолётное сообщение. И потому, что темп жизни таков, что предполагает большую скорость перемещения, которые автомобильный транспорт обеспечить уже не может из-за увеличивающихся пробок в городе и области. "Потенциал развития вертолётного сообщения в столичном регионе заключается и в его высокой туристической привлекательности, что позволяет активно развивать здесь вертолётное такси и обзорные воздушные экскурсии по региону", - подчеркнул собеседник.
  "Соответственно, для дальнейшего развития вертолётных перевозок в Москве и области потребуются новые вертолётные площадки, оборудованные всем необходимым, так что интерес инвесторов к предложению властей может быть высоким, естественно, если приобрести (арендовать) и эксплуатировать эти участки земли будет довольно просто, - считает Д.Баранов. - Кроме того, важно и состояние каждого конкретного участка: наличие или отсутствие там всей необходимой инфраструктуры, включая дороги, электро- и теплосети, возможность строительства ТЗК или оперативного подвоза топлива, сетей водоснабжения и водоотведения. Важно и наличие/отстутвие населённого пункта вблизи участка, ведь любая авиатехника довольно шумная, а значит, если участок будет расположен вблизи населённого пункта, не исключены протесты населения против размещения на нём вертолётной площадки. Теоретически данным предложением могут заинтересоваться как компании, которые уже работают в индустрии авиаперевозок, так и сторонние инвесторы, которые видят перспективы этого бизнеса и хотят в него войти".
  В пресс-службе "Хелипорт Москва" подчеркнули, что вертолетный бизнес - динамично развивающееся и перспективное направление, которое повышает инвестиционную привлекательность Москвы и области в целом. В связи с этим, развитие инфраструктуры малой авиации будет востребовано. При этом наибольший интерес вызывает строительство не отдельных площадок, а многофункциональных вертолётных комплексов, поскольку их строительство обеспечивает создание новых квалифицированных рабочих мест, привлекает инвестиции в развитие малой авиации, развитие туристической сферы. "Комплексы можно использовать для медицинских целей, мониторинга местности. В первую очередь, услуги рассчитаны на бизнесменов, а также частных пилотов и любителей авиации и вертолетного спорта", - отметили в пресс-службе.
  Вопрос с историей
  Тема строительства новых вертолетных площадок на территории новой Москвы и Московской области уже давно обсуждается на уровне регионального правительства. Напомним, в начале ноября руководитель департамента развития новых территорий города Москвы Владимир Жидкин сообщил, что в проекты территориальных схем новой Москвы будут включены участки под строительство вертолётных площадок. "Такой вид транспорта лет через несколько вполне может стать очень востребованным. Именно поэтому в проектах территориальных схем определены места, где могут быть сооружены и организованы вертолетные площадки. Думаю, придет время, когда инвесторы обратят внимание на это", - подчеркнул руководитель департамента.
  В.Жидкин пояснил "АвиаПорту", что перспектива создания вертолетных площадок на новых территориях - это именно перспектива, причем даже не завтрашнего дня: "Сегодня мы решаем более насущные для новых территорий дорожно-транспортные проблемы. Это строительство и реконструкция автомобильных дорог, планируемая реконструкция железнодорожных путей, строительство метро. Поэтому в территориальных схемах предусмотрены места, где такие площадки могли бы быть. Но будут ли они именно там - покажет будущее. Сейчас вертолетный вид транспорта для подавляющего большинства москвичей достаточно экзотический, говоря проще, он не по карману. Поэтому за счет городского бюджета, думаю, даже в отдаленной перспективе вертолетные площадки строиться не будут. Если кто-то из инвесторов посчитает для себя такой вид бизнеса перспективным - пожалуйста. Поэтому в данный момент тема вертолетных площадок на новых территориях - это чистой воды идея. Но надо смотреть в будущее. Может, она и сработает".
  "То, что правительство новой Москвы включило площадки в проекты территориальных схем, это заслуга компании РВС, которая в своё время по просьбе правительства заказала у "МострансНИИпроекта" проект по развитию вертолётных площадок в Москве. В том числе, в проекте был и этот раздел", - рассказал "АвиаПорту" генеральный директор "РВС-Холдинг", председатель правления ассоциации "Вертолётная индустрия" Михаил Казачков. - Для вертолётной индустрии полезно любое инфраструктурное развитие. Будет ли это интересно инвесторам - зависит от того, какие будут предоставлены условия. Нужно рассматривать каждый конкретный случай отдельно. В центре Москвы сейчас две действующих коммерческих площадки: они зарегистрированы, на них получены аэронавигационные паспорта. Они функционируют, но ограничено. Сейчас политическая ситуация не лучшая, уровень антитеррористических мероприятий зашкаливает, а вертолётная площадка является дополнительной зоной риска. Но то, что они будут построены - это для меня абсолютно ясно, тем более, что в зоне новой Москвы больше свободной площади".
  Новые вертолетные площадки появятся и на территории Московской области. В конце октября ТАСС со ссылкой на первого заместителя министра имущественных отношений Московской области Игоря Трескова сообщило, что власти Московской области начали выставлять на продажу землю под вертолетные площадки. Замминистра уточнил, что всего власти Подмосковья планируют выставить на продажу права аренды на 310 земельных участков общей площадью 2124 га в Московской области.
  На прошедшем в "Хелипорт Истра" заседании А.Воробьев рассказал, что около 55% всех вертолетов страны базируется и работает в Подмосковье. "Частные воздушные суда сегодня — это наша реальность. С каждым годом все большее количество вертолетов и самолетов летает на территории нашей страны, особенно в Московской области. В области очень высокая плотность населения, поэтому трассы и вертолетные площадки должны быть организованы таким образом, чтобы это ни в коем случае не угрожало здоровью жителей и не нервировало их в ночные и утренние часы. Инвестор, который организует хелипорты, позволяет создавать рабочие места. 400 высококлассных специалистов работают на территории Подмосковья, их средняя зарплата выше 100 тыс. рублей. Востребованы те техники и инженеры, которые выпускаются из наших институтов и училищ. Неслучайно Airbus (Airbus Helicopters - "АвиаПорт") и американская компания Robinson аттестовали эти площадки и позвали собирать здесь вертолеты и обслуживать. Сама концепция правильная. Преимущественно, хелипорты расположены не в густонаселенных местах", - отметил губернатор.
  Также в рамках заседания комиссии заместитель председателя правительства Московской области, министр транспорта Московской области Петр Иванов сообщил, что сегодня на территории Московской области находится 15 аэродромов и 55 вертолетных площадок. "Это максимальная плотность нахождения соответствующих пунктов отправления на территории РФ. Это все те вертолетные площадки и аэродромы, которые зарегистрированы в межрегиональном территориальном управлении Росавиации. Мы будем продолжать развитие направления и отрасли, предоставлять в дальнейшем участки для строительства новых хелипортов", - заявил он.
  В настоящее время на территории Московского региона расположено три вертолетных многофункциональных комплекса "Хелипорты России": "Хелипорт Москва", "Хелипорт Истра", "Хелипорт Реутов". "Согласно концепции развития, в перспективе в Московском регионе будут построены 64 вертолетные площадки. Общий парк вертолетных комплексов уже сейчас составляет порядка 300 бортов. Ведется полномасштабное строительство "Хелипорт Реутов". Суммарные инвестиции в проект составляют около 9,98 млрд рублей", - рассказали в пресс-службе "Хелипорт Москва".
  На заседании П.Иванов уточнил, что площадка в Реутове предоставлялась на аукционной основе, итоговая стоимость была свыше 50 млн рублей. По его словам, создать площадку, которая соответствует всем требованиям, не составляет большого труда и не стоит больших денег. Главное условие - все места, куда приземляются вертолеты, обязательно должны быть соответствующим образом зарегистрированы.
  В "Хелипорт Москва" добавили, что строительство непосредственно вертолетной площадки, как правило, занимает от нескольких месяцев до года в зависимости от параметров и условий территории, на которой предполагается размещение объекта. Строительство многофункционального вертолетного комплекса - более масштабная задача, поскольку его инфраструктура, помимо самой вертолетной площадки, включает ангары, авиационно-техническую базу, топливозаправочных комплекс, а также ряд сервисных объектов, например, лаунж-зону с рестораном, магазины авиационных аксессуаров и так далее. 


«АвиаПорт» 18.11.2015 

http://www.aviaport.ru/news/2015/11/18/369817.html