"Это наше кредо: всё самое современное, самое новое, лучшие пилоты, лучшие инженеры"

Группой компаний "Хелипорты России" в ушедшем 2015 году реализовано несколько важных проектов, позволивших существенно расширить вертолётную сеть, в том числе завершена масштабная модернизация многофункционального центра "Хелипорт Истра", который получил статус официального дистрибьютора Airbus Helicopters, а также подписаны соглашения о создании новых хелипортов. Председатель Совета директоров ГК "Хелипорты России" Александр Хрусталёв рассказал "АвиаПорту" об особенностях работы многофункциональных вертолётных комплексов и ближайших планах по развитию сети.

- Как возникла идея создания проекта "Хелипорты России"? На чей опыт вы опирались, создавая первый хелипорт?

- Идея проекта достаточно простая. У нас в Российской Федерации есть большое количество вертолётов, которое постоянно увеличивается. Для того, чтобы их обслуживать, необходима инфраструктура, сервисные центры, инженеры и т.д. Наша компания предложила уникальную концепцию, которая позволила нам стать лидером рынка за очень короткое время. Мы предоставляем полный спектр услуг владельцам вертолетов - огромный выбор запчастей, качественное и оперативное сервисное обслуживание, самую современную и удобную инфраструктуру. И если раньше вертолеты обслуживались порой в непонятных сервисных центрах, непонятными специалистами за непонятные деньги, то в "Хелипорт Москва" созданы идеальные условия для вертолётчиков.

Конечно, при создании вертолётных комплексов мы опирались на общий мировой опыт - европейский и американский. Но могу сказать, что те хелипорты, которые мы сейчас строим, полностью соответствуют современным стандартам и даже превосходят их. Об этом говорят наши коллеги из других стран. Например, к нам приезжал Курт Робинсон (руководитель Robinson Helicopter Company - прим. ред.) и сказал, что такого хелипорта он никогда не видел.

- Реализованы ли какие-то уникальные идеи? Есть ли в стране аналоги?

- Аналогов в России нет. Уникальные идеи - создание неких точек роста, создание особой атмосферы, сообщества вертолётчиков, которое объединяет и даёт вам ощущение настоящей семьи, дарит вам крылья, и вы начинаете летать. Что у нас ещё уникально - только новые вертолёты, только самое высокое качество обслуживания, только лучшие инженеры, только лучшие пилоты-инструкторы, только легальные запасные части от производителей.

- В прошлом году состоялась презентация проекта строительства "Хелипорт Реутов", подписаны соглашения о присоединении к сети "Хелипорты России" вертолётного комплекса в Краснодаре и создании "Хелипорт Тюмень", а также соглашение о развитии вертолётного комплекса в Самаре. Какие проекты планируете реализовать в 2016 году?

- Действительно, "Хелипорты России" активно развиваются - мы уже по-настоящему стали национальной вертолетной сетью. Что касается "Хелипорта Реутов", то в настоящее время нами подписано соглашение на строительство, получено право собственности на землю, зарегистрирована вертолетная площадка и получен аэронавигационный паспорт. Сейчас осуществляется перенос коммуникаций, которых достаточно много в районе площадки.

Скоро будет заливка фундамента под первый большой корпус, завершатся проектные работы. "Хелипорт Реутов" будет нашим крупнейшим вертолетным комплексом. На его базе будет создан центр компании Bell Helicopter, единственный в России. Но "Хелипорт Реутов" уже работает - в настоящее время там базируется около 10 вертолетов. Строительство, по нашим планам, завершится к концу лета. И тогда на территории вертолетного комплекса смогут базироваться порядка 30 вертолетов.

Также 26 января мы подписали соглашение с правительством Тюменской области о строительстве "Хелипорт Тюмень". Это важный проект для нас. Причем, что интересно - помимо собственно вертолетного комплекса, в Тюменской области мы планируем создать гостинично-рекреационный комплекс и городскую зону отдыха. То есть это будет комплексное решение и масштабный инфраструктурный проект, значимый для региона.

Проект "Хелипорт Калуга" также активно реализуется, в этом году планируем начать строительство первой очереди. Кроме того, в 2015 году мы подписали соглашение о создании "Хелипорт Самара", там тоже идёт согласование документов. Будет ещё два хелипорта в Московском регионе, но мы озвучим параметры проектов только после официального подписания всех документов.

- Какой объём средств требуется для открытия хелипорта, и что вообще нужно для открытия нового центра? По каким критериям выбирается место?

- Прежде всего, мы смотрим на транспортную доступность. Ведь вертолётчика сложно посадить в то место, которое ему не интересно. Поэтому необходимо создавать инфраструктуру в удобных местах. К примеру, собственникам вертолётов комфортно взлетать и приземляться недалеко от МКАДа, чтобы быстро добраться до Москвы.

Второй момент - место выбирается так, чтобы появление вертолетной площадки не нарушало санитарных норм, полностью соответствовало стандартам безопасности и было удобно как для взлета и посадки вертолетов, так и для жителей близлежащих территорий.

А вот стоить строительство площадки может по-разному: от 100 тысяч до нескольких миллиардов рублей. Все зависит от места и технического задания. Где-то должна быть только посадочная площадка, либо две или три, а где-то перрон и поле, стоянка, ангар. То есть стоимость зависит, прежде всего, от масштаба инфраструктуры и задач конкретного вертолетного комплекса.

- Из скольких вертолётов сейчас состоит ваш парк? Сколько ещё необходимо, по вашим оценкам, приобрести для оптимального развития проекта "Хелипорты России"?

- Наших собственных вертолётов около 20, а обслуживается у нас совокупно более 200. Сколько нам необходимо для нашего развития, столько и будет. Дальнейший вертолетный парк будет увеличиваться исходя из экономической целесообразности. Мы не можем идти против экономики Российской Федерации. При этом хочу подчеркнуть, что наши вертолеты - исключительно новые и проходят все регулярные технические осмотры.

- В конце 2014 года заявлялись планы о строительстве в Московской области 62 вертолётных площадок до 2019 года, а также о доведении флота до 300 бортов. Насколько эти планы актуальны, пересматриваются ли они?

- Вертолётная площадка - это практически любое место, технически подходящее для посадки вертолета, и я думаю, что с этой точки зрения 62 вертолётные площадки в Московской области уже есть, но непосредственно вертолётных центров и хелипортов пока меньше. Также в Московской области уже летает порядка 250-300 бортов. То есть эта цифра уже сопоставима с озвученными прогнозами. И вертолетный парк постоянно расширяется. В 2015 году он увеличился на 15-20 бортов. В этом, наверное, поступит примерно такое же количество новых вертолетов. А в 2014 году благодаря нам только в Московской области стало на 60 машин больше.

- На базе "Хелипорт Истра" действует учебный центр. Расскажите, как происходит обучение пилотов, сколько времени это занимает? На какие типы вертолётов осуществляется подготовка пилотов?

- Обучение пилотированию - наверное, самый главный "кристаллик" наших хелипортов. Недостаточно иметь комфортабельные помещения с компьютерами, оборудованные классы и хорошую методологическую литературу. Авиационный учебный центр в Истре - лучший учебный центр, который есть на территории Российской Федерации. За время своего существования он выпустил более 500 пилотов.

Мы проводим первоначальную подготовку и переподготовку на Robinson R44 и R66. Квалификация инструкторов и уровень подготовки, которую они дают, высочайшие. Так, как мы готовим пилотов, не готовит ни один авиационный учебный центр.

По времени обучение может занимать от четырёх месяцев до года, всё зависит от вашего времени и подхода к обучению. Оптимально - примерно от полугода до восьми месяцев. Обучение включает 44 часа полётов и порядка 200 часов теории. Настоящей теории, не на бумажке.

Также мы организуем различные safety-курсы, тренинги. Каждые выходные десятки пилотов со всей страны приезжают, чтобы послушать эти курсы, получить дополнительные знания и квалификацию. Проводим разбор полётов, рассказываем, где и что можно делать, как нельзя летать. Готовим пилотов к сложным метеорологическим условиям, в которые они случайно могут попасть. При этом мы им говорим, что нельзя лететь в плохих погодных условиях, нельзя лететь в обледенение, нельзя лететь в туманы. Готовим на случай, а не для того, чтобы они постоянно летали в таких условиях. Это запрещено.

- Расскажите о проектах по сотрудничеству с производителями вертолётной техники и авиадвигателей. Какие результаты достигнуты в рамках проектов с Airbus Helicopters, Rolls-Royce? Какие новые компетенции обретает компания в части ТОиР западной техники?

- За последние шесть месяцев количество воздушных судов фирмы Eurocopter (Airbus Helicopters - "АвиаПорт) в нашей авиационно-технической базе увеличилось в 2,5 раза. Это результат того, что у нас высокое качество технического обслуживания и прекрасная сервисная база. Мы докупили специальное оборудование, станок, оснастку для работы с Eurocopter. Провели обучение наших техников и инженеров на заводе Airbus Helicopters. Я считаю, что уровень подготовки инженерного состава у нас высочайший. И так считаю не только я, так считает рынок. Доказательством этого является то, что в наших вертолетных комплексах обслуживается порядка 250 судов!

Что касается двигателей, то сразу отмечу, что мы выполняем практически все виды ремонтных работ, за исключением тех, которые имеет право проводить только завод. На сегодняшний день мы единственные в России, кто официально может обслуживать двигатели Rolls-Royce, мы подписали с ними соответствующее соглашение, позволяющее нам обслуживать двигатели и выполнять перечень работ, который не выполняет больше никто в нашей стране. Для наших клиентов это означает качество и оперативность.

У нас создан уникальный и самый большой в России склад запчастей. Склада такого уровня нет, наверное, и в Европе. Из периодически запрашиваемых деталей 97% у нас находится на складе, включая крупногабаритные запчасти, лопасти, запасные двигатели. Это сделано для того, чтобы вертолётное сообщество, которое у нас обслуживается, могло получить настоящий сервис, а не сидеть и ждать месяцами, когда отремонтируют их воздушное судно. Также у нас закуплено современное технологическое оборудование, которого ещё нет ни у кого в России, и которое позволяет на ранней стадии осуществлять диагностику воздушных судов, моделировать гипотетическую поломку того или иного агрегата. Мы приобретаем все новое, что появляется на рынке и позволяет более качественно обсуживать воздушные суда. Это наше кредо: всё самое современное, самое новое, лучшие пилоты, лучшие инженеры. На этом всё стоит, а не на зданиях и площадках. Из этого создаётся сервис и качество, которое должно быть.

- В 2015 году шла речь о создании собственной авиакомпании. На какой стадии сейчас этот проект?

- Процедура получения сертификата коммерческого эксплуатанта - достаточно длительная и кропотливая. Но я считаю правильным, что она сложная. Есть порядок прохождения документов, регламенты. Необходимо выдерживать все нормы и требования, которые предъявлены Росавиацией. Мы привлекаем новых опытных специалистов, переобучаем наш персонал для соответствия определённым стандартам, которые предъявляются к людям и организациям, занимающимся коммерческими перевозками.

Мы подали все необходимые документы на получение сертификата коммерческого эксплуатанта и находимся в стадии их согласования. Думаю, это перспектива нескольких месяцев.

- На каких клиентов будет рассчитана ваша авиакомпания?

- Она будет рассчитана на бизнес, на любые коммерческие перевозки, которыми мы пока не занимаемся. Сейчас у нас клубная система. Мы работаем как клуб, то есть летаем внутри него. А нам хочется широкого распространения, создать то же аэротакси, которого в России пока нет. Ведь чтобы иметь статус аэротакси, нужно получить сертификат коммерческого перевозчика. Без этого его быть не может.

- То есть появится возможность доставить любого клиента, скажем, в аэропорт, минуя пробки?

- Совершенно верно. Сейчас мы только в интересах своего клуба можем это делать. А нам хочется, чтобы мы могли перевозить и других людей. Тогда любой человек сможет позвонить и заказать эту услугу.

- И завершающий вопрос. Какую, на ваш взгляд, сейчас играет роль государство в развитии вертолётной отрасли? Есть ли какие-то вещи, которые тормозят развитие отрасли?

- Наше государство только начинает активно развивать авиацию общего назначения. Сейчас, в том числе благодаря нам, появляется национальная вертолетная сеть, а не просто площадки или просто вертолёты. Мы занимаемся инфраструктурным девелопментом. Для меня это и стало определяющим, так как я строю, занимаюсь недвижимостью. Я просто принял решение, что буду создавать инфраструктуру. Думаю, чем больше будет хелипортов, тем больше будет вертолётов.

Пробел заключаются в отсутствии политики и поддержки развития компаний. Государство через специальные органы исполняет надзорную функцию, а мы предлагаем создать механизм партнерства.

Другой большой проблемой я считаю массовое закрытие авиационных учебных центров - ведь это просто обрезает крылья людям. Что государство получит в результате? Как можно больше летающих партизан, которые летают без согласований. Отсутствие авиационных учебных центров толкает людей летать "в серую". Поэтому государство и бизнес должны быть партнёрами. 

Источник:

http://www.aviaport.ru/news/2016/01/27/377850.html