Зондирование с высоты

Телекомпания НТВ
Программа «Деловое утро»


Возрождение речного и морского судоходства сегодня одна из приоритетных задач государства. Строительство новых кораблей и модернизация старых идет полным ходом, но есть проблема: реки мелеют, загрязняются быстрее, чем сходят со стапелей пароходы, а глубина между тем – вопрос безопасности. Капитаны должны знать, как прокладывать маршрут и данные необходимо постоянно обновлять.


Чтобы облегчить процесс замеров, в Москве протестировали новый аппарат радиолокационного зондирования. Об особенности технологии, преимуществах и результатах первых испытаний – в материале Алексея Жукова.

* * *
Были времена, когда измеряли глубину опуская груз на веревочке. Много воды с тех пор утекло из рек и каналов России, много приборов изобрели. Большинство таких приборов ставят на корабли, что логично. Но вот – новый этап на пути технического прогресса: радиолокационное зондирование дня с высоты птичьего полета.

Из чего состоит и как работает новый аппарат радиолокационного зондирования пока тайна. Причины просты: это полностью отечественная разработка, у которой нет мировых аналогов и замеры глубин – всего лишь одна из задач, которые прибор сможет выполнять. Для военных это новый способ обнаружения противника. Но где бы еще его не применили, это будет сопровождаться серьезной экономией.

Герман Елянюшкин, руководитель ФГБУ «Канал имени Москвы»: «До недавнего времени для проведения изыскательских работ использовались обычные мерные рейки. У нас уходит более 200-х сот миллионов рублей на поддержание заданных глубин. При использовании авиационной техники мы планируем примерно на 50% снизить затраты».

Для замера глубины специальное судно ходит от берега к берегу и исследует полтора километра в день. С воздуха - пять километров за десять минут. В московском бассейне четыре тысячи километров водных путей в 12-ти субъектах. Обычными методами за навигационный сезон не успевают проверить и половины. История не только про деньги, но и про время.

Андрей Куропатников, генеральный директор компании «Морсвязьспутник»: «Как только мы убедимся в полной работоспособности этого метода и в том, что этот метод, действительно позволяет нам получить лучшие точностные характеристики, по сравнению с тем, что сейчас дает эхолот, тогда можно уже говорить о будущей бизнес-модели».

По результатам эксперимента инновацию планируют внедрить на всех водных артериях России. В перспективе новый прибор позволит избавится от промерных судов.


Эфир от 17 августа 2017 года