Некондиционное авиационное топливо в первую очередь понижает уровень безопасности полетов и вредит «начинке» вертолетов. Казалось бы, цена на топливо, стабильно растущая вне зависимости от колебаний цен за баррель нефти на мировом рынке, и так должна приносить владельцам Топливно-заправочных комплексов приличный доход. Но некоторые организации, кто занимается заправкой воздушных судов пренебрегают основными правилами по приему, хранению, подготовке к выдаче и выдаче авиаГСМ в воздушные суда, тем самым увеличивая свою прибыль и понижая организацию безопасности полетов в организации.
Начнем с нефти. Для начала немного сведений из интересного предмета — химии. Нефть состоит из углеводородов, а так же в состав нефти входит сера, кислород и азот. На нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ) нефть вначале обрабатывают методом прямой перегонки, в результате чего получают: сжиженный газ, бензиновые фракции различного состава, керосин, дизельные фракции, мазут.
Следует понимать, что авиационное топливо, разрешенное к заправке в воздушные суда, произведенное на разных НПЗ должно соответствовать ГОСТ 10227 -86 (с изм. 1-6). После НПЗ продукт развозят по ТЗК, нефтебазам. К сожалению, не все топливо, произведенное на НПЗ, доходит к потребителю в первозданном виде. Оно может терять качество при нарушении правил и требований при перевозке ГСМ (ГОСТ 1510). То есть автоцистерну или железнодорожную цистерну могут не отпарить. Залить авиационный керосин в цистерну, в которой вчера возили масло или дизельное топливо.
Следующим основным фактором по поддержанию качества авиаГСМ согласно требований приказа ДВ № 126 является прием, хранение, подготовка к выдаче и выдача авиаГСМ. Оборудование ГСМ, разрешенное к использованию в гражданской авиации должно иметь специальное покрытие, периодически должны проводиться регламентные работы по замене фильтроэлементов, рукавов, поверке манометров. Резервуары должны зачищаться два раза в год, оборудованы таким образом, что бы прием в них и выдача из них авиаГСМ проводилась только закрытым способом, для исключения загрязнения топлива. Иметь специальное оборудование по сливу отстоя, дренирования воды (что значительно отличает их от резервуаров для хранения автоГСМ). Так же при каждом доливе авиаГСМ в резервуар необходимо делать папспортизацию топлива в аккредитованной лаборатории авиаГСМ. На каждом этапе по приему, хранению и выдаче авиаГСМ должна соблюдаться фильтрация топлива от воды и механических примесей. Сотрудники топливно-заправочного комплекса должны проходить обучение и дальнейшую переподготовку не менее одного раза в три года. Но не каждый владелец ТЗК делает это.
Все это особенно обострилось в нынешний обстановке, в плане нормативов, были отменены все ФАПы, которые контролировали качество топлива и регламентировали порядок работы службы авиаГСМ, а так же следили за персоналом, вышеупомянутыми условиями хранения и выдачи. Теперь основным документом, который регламентирует контроль качества в Гражданской авиации является приказ ДВ № 126. На всех площадках Хелипорт строго соблюдаются установленные правила приказа ДВ № 126, для нас это является является строжайше обязательным. Только регулярно отслеживаемые показатели, паспортизация, регулярная отправка топлива на анализ в аккредитованные лаборатории авиаГСМ, — потому что для нас важны самые высокие стандарты, чтобы вы чувствовали себя в полной безопасности!